Рекомендации учителям (инклюзив)
Рекомендации учителям по работе с детьми с ОВЗ
Способы подачи информации или модификация учебного плана
Некоторые учащиеся с ограниченными возможностями нуждаются в изменении способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы: предоставление учащимся с ограниченными возможностями особых условий по сравнению с их одноклассниками, в частности, изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов.
Изменение способов подачи информации и модификация не влияют на результаты, полученные в ходе тестирования. Например, незрячий ученик сдает тест, написанный по системе Брайля. Некоторым же учащимся на время выполнения задания необходимо остаться одним в изолированном от внешних звуков классе.
Модификацию можно определить как некое изменение задания или теста, которое меняет стандартную процедуру его проведения, или изменение требований, предъявляемых к уровню знаний учащегося с ограниченными возможностями. Примером модификации может служить частичное выполнение учащимся общеобразовательной программы.
Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.
Учебники
- Обеспечение учебниками альтернативного формата, но с одинаковым содержанием или более простыми для чтения.
- Обеспечение аудио-учебниками, чтобы учащиеся могли одновременно слушать и читать один и тот же текст.
- Предоставление краткого содержания глав учебников.
- Обеспечение интересными материалами для чтения более высокого уровня.<
- Использование маркеров для выделения важной информации.
- Использование предложений с пропущенными словами.
- Обеспечение двумя комплектами учебников, для школьных и домашних занятий.
- Использование учетных карточек для записи главных тем.
- Предоставление учащимся списка вопросов для обсуждения до чтения текста.
- Указание номеров страниц для нахождения верных ответов.
- Обеспечение альтернативными учебниками и учебными материалами, основанными на азбуке Брайля или напечатанных большим шрифтом для слепых и слабовидящих детей.
Учебная программа
· Сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий.
- Сокращенные тесты, направленные на отработку правописания наиболее функциональных слов.
- Альтернативные замещения письменных заданий (лепка, рисование, панорама и др.).
- Четкое разъяснение заданий, часто повторяющееся.
- Акцентирование внимания на задании (например, «Когда ты прочитаешь эту главу, то сможешь назвать три причины возникновения Гражданской войны»).
- Предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите несколько небольших сообщений; представьте устное сообщение по обозначенной теме).
Работа в классе
- Наличие индивидуальных правил для учащихся.
- Оценка организации класса в соответствии с нуждами учащихся.
- Поддержание тишины во время интенсивных занятий.
- Отсутствие в классе отвлекающих внимание предметов (например, мобильных телефонов).
- Обеспечение персональным компьютером для выполнения письменных работ.
- Близость учеников к учителю.
- Наличие в классе дополнительных материалов (карандашей, книг).
- Использование альтернативы кроссвордам.
- Сохранение достаточного пространства между партами.
Обучение и задания
- Использование указаний как в устной, так и письменной форме.
- Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение заданий.
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
- Демонстрация уже выполненного задания (например, решенная математическая задача).
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
Перемена видов деятельности
- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
- Обеспечение помощи при передвижении.
Письменные задания
- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
- Обеспечение школьника с ограниченными возможностями копией конспекта других учащихся или записями учителя.
- Дополнение печатных материалов видео фильмами.
- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
- Разрешение использовать диктофон для записи ответов учащимися.
Оценка знаний
- Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
- Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
- Оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями.
- Акцентирование внимания на хороших оценках.
- Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
- Оценка переделанных работ.
- Использование системы оценок достижений учащихся.
Тесты
- Устное объяснение заданий.
- Обучение работе с тестовыми заданиями (например, распределение времени на выполнение каждой секции теста).
- Обеспечение учащихся списком слов с определениями.
- Неограниченное время для выполнения теста.
- Проведение тестов в помещении без внешних раздражителей (например, в библиотеке).
- Чтение тестовых материалов учащимся и разрешение устных ответов.
- Разграничение тестов на секции по сходным проблемам.
- Использование тестов множественного выбора, верного/неверного ответа.
- Разрешение учащимся выбрать и выполнить индивидуальный проект в качестве альтернативы тесту.
- Сообщения о достижениях учащихся вместо оценки.
- Оценка правописания отдельно от содержания работы.
- Обеспечение напечатанными учебными материалами.
- Разрешение выполнить тест дома или использованием учебников.
- Предоставление возможных ответов для заданий с пропущенными словами.
- Написание первой буквы пропущенного слова.
Математика
- Разрешение использовать калькулятор.
- Группирование сходных проблем.
- Размещение малого количества заданий на одном листе с упражнениями (например, от 4 до 6 заданий на странице).
- Использование малого количества заданий для получения оценки.
- Использование листов большого формата для письменного обозначения проблемы.
- Предоставление стола с математическими предметами для справочной информации.
- Обеспечение каждого ученика визуальным числовым рядом.
- Поэтапное представление проблемных заданий.
- Использование визуальных пособий (картинок, графиков).
Дополнительная информация
- Маркирование заданий в учебниках.
- Обеспечение обратной связи по каждому заданию.
- Использование линейки во время чтения для его облегчения.
- Обеспечение общего представления о долгосрочных заданиях, чтобы учащиеся знали, что от них требуется при выполнении этого задания.
- Ориентирование длительных по времени заданий на поэтапное выполнение, с ежедневной проверкой и частым оцениванием.
- Возможность представить выполненное задание в малой группе, прежде чем выступить перед всем классом.
- Одновременная раздача листов с упражнениями.
- Последовательное выполнение задания, начиная с самой легкой его части.
- Использование вспомогательных вопросов при выполнении теста.
- Практика записи заданий в тетради.
- Использование стрелок (в листах с упражнениями, на доске) для обозначения связей между явлениями.
Поведение
- Организация учебного дня.
- Распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому.
- Обозначение школьных правил, которым учащиеся должны следовать.
- Использование невербальных средств общения, напоминающих о данных правилах.
- Использование поощрений для учащихся, которые выполняют правила (например, похвалить забывчивого ученика за то, что он принес в класс карандаши).
- Свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное.
- Составление индивидуальных планов поведенческого вмешательства, позитивно ориентированный и учитывающий навыки и умения школьника.
- Предоставление учащимся права покинуть класс и уединиться в так называемом «безопасном месте», когда этого требуют обстоятельства.
- Разработка кодовой системы (слова), которое даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент.
- Игнорирование незначительных поведенческих нарушений.
- Разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным.
- Знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями.