Новосибирск





Информация о школе
1 2 3 4


Контактный номер горячей линии Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию»

Проект (инклюзив)

Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями
в инклюзивном образовательном пространстве ОУ

Руководитель проекта:  

 

Куратор проекта:

 

 

 

Куратор-консультант:

Сысоева Ирина Михайловна, директор школы,руководитель высшей

квалификационной категории

Гаврикова Наталия Валерьевна,

заместитель директора по УВР,

руководитель первой квалификационной категории

Богданова Наталья Александровна,

заведуюшая ЦПМПК,
педагог-психолог высшей

квалификационной категории

ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования»

 

Новосибирск, 2011

 

Содержание

 

  1. Краткая аннотация проекта……………………………………………..3
  2. Постановка проблемы……………………………………………………5
  3. Цель и задачи проекта……………………………………………………7
  4. Стратегия достижения поставленной цели……………………………..7
  5. Механизм реализации проекта…………………………………………..8
  6. План мероприятий по реализации проекта…………………………….11
  7. Ожидаемые результаты…………………………………………………17
  8. Оценка результатов………………………………………………………17
  9. Дальнейшее развитие проекта…………………………………………..17
  • Бюджет…………………………………………………………………….17

 

Приложение 1.

Приложение 2.

 

Краткая аннотация проекта

Ценность человека не зависит

от его способностей и достижений

 

В настоящее время около 4,5% детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

Проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями в инклюзивном образовательном пространстве ОУ» предназначен для решения сложной проблемы обучения и социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

В тоже время реализация проекта будет способствовать повышению степени интеграции детей с проблемами в развитии в социальную среду.

Цель проекта: разработка модели инклюзивного образовательного пространства школы.

Задачи:

  • создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;
  • разработать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
  • разработать и внедрить программу повышения профессиональной компетентости педагогов и специалистов в области инклюзивного образования;
  • совершенствовать систему просвещения родителей (законных представителей);
  • обеспечить диагностирование эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с ОВЗ в образовательном пространстве школы.

Реализация проекта рассчитана на 2011-2013гг. с выделением подготовительного, основного и заключительного (рефлексивного) этапов. Данные этапы определены в соответствии с целевой установкой и содержанием деятельности по реализации проекта на каждом этапе.

Основная работа по реализации проекта осуществляется администрацией образовательного учреждения, специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом), классными руководителями, учителями-предметниками. Участниками проекта являются дети с ОВЗ, дети с нормой в развитии, родители и педагоги.

Анализируя деятельность МБОУ МОШ №177 за последние три года, можно выделить следующие ресурсы, позволяющие осуществлять обучение, развитие и социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья условиях ОУ:

  • особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах;
  • организация психолого-педагогического сопровождения детей с различными потребностями;
  • обеспечение равных возможностей детям для самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности;
  • система внутришкольного контроля, позволяющая анализировать, корректировать и осуществлять методическое руководство образовательным процессом;
  • создание системы просвещения родителей.

В качестве результатов проектной деятельности образовательного учреждения предполагаются:

  • разработка модели инклюзивного образовательного пространства школы
  • создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями;
  • разработка системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве;
  • повышение профессионального уровня и компетентности педагогов области инклюзивного образования;
  • повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ;
  • разработка серии научно-практических семинаров по теме проекта.

Практическая значимость данного проекта заключается в том, что в результате его осуществления будет разработана модель инклюзивного образовательного пространства школы

При этом дети остаются учиться в общеобразовательном классе, либо обучаются в классе коррекции VII вида, но принимают активное участие в жизни школы в рамках общешкольного плана.

Важную практическую значимость имеет активное вовлечение родителей в участие в проекте. Значимо и то, что педагоги учатся дифференцировать свое внимание и методы обучения, опираясь на полученные знания и свой опыт в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Сметная стоимость проекта составляет 1068299 рублей.

Постановка проблемы<

В современных социально-экономических условиях выпускник образовательного учреждения должен обладать навыками саморазвития, способностью к самореализации, высокой мотивированностью к cозидательной деятельности, активной гражданской позицией.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Основная задача на данного направления деятельности сформулирована Д.А. Медведевым. «Мы просто обязаны, — подчеркнул Президент, — создать нормальную систему образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества».

Это значит, что признание проблемы обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов осуществляется на государственном уровне.

В нашем регионе разработана областная программа развития образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на 2011-2013 гг. Акцент делается на инклюзивное образование.

Инклюзия понимается и трактуется как благо для всех – и для тех, кто учит этих детей (для педагогов), и для тех, кто учится вместе с ними (для нормативно развивающихся школьников), и для тех, кто воспитывает детей (для их родителей), и как шанс для всего общества – гражданского общества, получающего посредством этого образовательного процесса возможность на практике реализовывать гуманистические ценности равных прав, свобод и достоинств каждого человека, независимо от состояния его здоровья, его пола или расы.

Благодаря этому опыту доказано, что включение особенных детей в общеобразовательную среду дает очевидные эффекты для их собственного развития, обучения, и что важнее всего, для их социализации.Такие дети есть почти в каждой школе, при этом при обучении такого ребенка возникает ряд проблем. Со стороны педагогов: чему учить, как учить, как взаимодействовать с таким ребенком. Со стороны родителей самого ребенка: как ребенок должен посещать школу, чему должны его там учить, как решать проблемы взаимодействия с одноклассниками и др. Со стороны родителей других детей: не повлияет ли совместное обучение на объем программы в сторону её сокращения, получат ли обычные дети необходимые знания и т.п. Со стороны ребенка с ОВЗ: найдет ли он друзей, комфортно ли ему будете, сможет ли хорошо учиться и т.д.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №177» функционирует с 1965 года. МБОУ СОШ №177 осуществляет образовательную деятельность, реализуя общеобразовательные программы начального, основного, среднего (полного) общего образования, определенную Уставом школы. В школе открыты специальные (коррекционные) классы VII вида.В МБОУ СОШ №177 разработана и начата реализация программы развития «Моделирование образовательного пространства школы на основе компетентностного подхода через освоение и реализацию современных технологий» (2010-2015гг.).Миссия школы заключается в создании условий для успешной адаптации и социализации обучающихся, их самореализации в обществе.

Выпускник МБОУ СОШ №177 — это личность, способная к самоопределению, самореализации в условиях современной жизни.

Цель развития МБОУ СОШ №177: создание новой модели образовательного пространства школы, адаптированной к условиям нашего города, обеспечивающей получение основного общего и среднего (полного) общего образования каждому обучающемуся на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности.

В 2010 году была получена лицензия на право осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, начального общего образования (в классах VII вида), основного общего образования (в классах VII вида).

В настоящее время в ОУ обучается инклюзивно 43 ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

 

Цель и задачи проекта

Цель данного проекта: разработка модели инклюзивного образовательного пространства школы.

Задачи:

  • создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;
  • разработать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
  • разработать и внедрить программу повышения профессиональной компетентости педагогов и специалистов в области инклюзивного образования;
  • совершенствовать систему просвещения родителей (законных представителей);
  • обеспечить диагностирование эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с ОВЗ в образовательном пространстве школы.

Стратегия достижения поставленной цели

 Реализация проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями в инклюзивном образовательном пространстве ОУ» рассчитана на 2 года с выделением следующих этапов:

 

Сроки реализации Название этапа и мероприятия по его реализации
Сентябрь-декабрь2011г. ПодготовительныйЦель:1.Формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз. 2.Формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе, округе.

3.Выстраивание инклюзивных вертикалей, многоуровневой системы повышения квалификации (район, город).

Январь 2012г. – февраль 2013г. ДеятельностныйЦель:1.Формирование и апробация механизмов взаимодействия внутри инклюзивных вертикалей и инновационных сетей.

2.Апробация и коррекция базового пакета документов инклюзивного образования.

3.Формирование и деятельность проектно-исследовательских групп в ОУ по вопросам инклюзивного образования.

4.Формирование информационных, диагностико-аналитических, мониторинговых, информационно-экспериментальных банков по результатам реализации проекта в ОУ.

Март-июнь 2013г. РефлексивныйЦель:1.Обобщение и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию.

2.Формирование банков выстраивания инновационных сетей.

3.Построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования на район.

 

В ходе заключительного (рефлексивного) этапа предполагается провести подведение итогов работы учреждения в рамках данного проекта деятельности, оценку его результатов и распространение опыта работы школы.

Механизм реализации проекта

1.Организационно-управленческое обеспечение:

  • создание рабочей группы по разработке проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями в инклюзивном образовательном пространстве ОУ»;
  • создание банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах в ОУ;
  • формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной базы;
  • создание консультативно-справочных стендов по организации инклюзивного образования в ОУ;
  • приобретение и распространение в ОУ различных изданий по инклюзивному образованию.

 

2.Научно-методическое обеспечение:

  • организация консультативной помощи педагогам по разработке и внедрению специальных образовательных программ воспитания толерантного отношения к детям с ОВЗ и детям-инвалидам;
  • мониторинг хода реализации проекта (проведение исследований среди учащихся, родителей, педагогов с целью объективного выяснения состояния дел и корректировки программы);
  • обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечению инклюзивного образования;
  • проведение обучающих семинаров, мастер-классов, тренингов, круглых столов по проблемам инклюзивного образования с привлечением специалистов;
  • разработка и распространение методических рекомендаций, пособий по вопросам инклюзивного образования;
  • совершенствование научно-методической базы в ОУ по реализации программы инклюзивного образования;
  • внедрение в практику работы ОУ новых форм и методов деятельности классного руководителя и учителя-предметника в соответствии с программой инклюзивного образования.

 

3.Психолого-педагогическое обеспечение:

  • организация работы школьных психолого-педагогических консилиумов с целью выявления особенностей детей с ОВЗ и оказания индивидуальной консультативной помощи обучающимся и их родителям;
  • разработка тематических образовательных программ, учебно-методических пособий по взаимодействию ОУ и семьи ребёнка с особыми образовательными нуждами;
  • организация в ОУ постоянно действующих семинаров, круглых столов, тренингов, лекций, мастер-классов для учителей и родителей по основам детской и подростковой психологии и проблемным вопросам;
  • проведение конференции по теме «Актуальные вопросы инклюзивного образования» на базе ОУ с привлечением специалистов;
  • организация методического сопровождения процесса инклюзивного образования;
  • организация и проведение мониторинга по проблемам инклюзивного образования в ОУ;
  • подготовка и публикация на школьном сайте материалов по вопросам инклюзивного образования;

 

 

4.Взаимодействие ОУ с родительской общественностью:

  • организация работы Советов по формированию и развитию толерантного отношения к процессам инклюзии;
  • организация и проведение родительских собраний с отделом социальной защиты населения, психологической службы ОУ, района по вопросам инклюзии;
  • организация и проведение круглых столов, родительских конференций по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах инклюзивного образования;
  • уроки права для родителей;
  • родительский клуб;
  • организация и проведение в ОУ различных конкурсов среди обучающихся и их родителей по правовым вопросам;
  • творческие мастерские (родители + дети);
  • родительские мастер-классы (обмен опытом) по адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательном пространстве школы.

 

с организациями и структурами района и города:

  • детская поликлиника № 17;
  • отдел социальной защиты района;
  • социально-психологическая служба района — центр «Апрель»;
  • учреждения дополнительного образования района — ЦВР «Галактика», клуб «Калейдоскоп», ДЮСШ № 2;
  • ВУЗы и ССУЗы;
  • «Магистр, городской центр образования и здоровья»;
  • «Областной центр диагностики и консультирования»;
  • «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования».

с учащимися ОУ:

  • внедрение программ воспитания толерантного отношения детей и подростков к детям с ОВЗ и детям-инвалидам;
  • организация работы по информированию подростков и их родителей об основах законодательства, о возможностях получения образования детьми с ОВЗ и инвалидами;
  • организация и проведение в ОУ различных конкурсов среди обучающихся по правовым вопросам;
  • проведение профориентационной работы, организация встреч с представителями ССузов и ВУЗов района и города.

План мероприятий по реализации проекта

«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями

в инклюзивном образовательном пространстве ОУ»

 

Содержание работы Сроки Ответственные Форма представления результата
Организационно-управленческие аспекты 
Уточнение списочного состава учащихся ОУ – дети с ОВЗ, дети-инвалиды Август – сентябрь2011г. Директор,зам. директора по УВР, куратор по начальной школе Списки детей с ОВЗ, детей-инвалидов
Создание рабочей группы по разработке и реализации проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями в инклюзивном образовательном пространстве ОУ» Сентябрь2011г. Директор Списки учителей, входящих в состав рабочей группы
Обеспечение нормативно-правовой базы реализации проекта по инклюзивному образованию Сентябрь-ноябрь 2011г. Директор Приказы, положения, должностные инструкции
Организация работы педагогического коллектива в условиях реализации регионального проекта Сентябрь 2011г.-июнь 2013г. Зам. директора по УВР Методические рекомендации
Организация обучения сотрудников на базе областного центра диагностики и консультирования и НИПКиПРО Октябрь – ноябрь2011г. Директорзам. директора по УВРпсихолог Практические семинары, посещение занятий согласно плану
Проведение педагогического совета по теме «Обучение и социализация личности ребёнка с ОВЗ в инклюзивном пространстве ОУ» Январь2012г. Директорзам. директора по УВРпсихолог Рабочие материалы,методические рекомендации
Организация обучения сотрудников на базе ОУ Октябрь 2011г. – май 2012г. Зам. директора по УВРпсихолог Практические семинары, посещение занятий согласно учебно-тематическому плану
Контроль за реализацией проекта по инклюзивному образованию В течение 2011-2013гг. Зам. директора по УВР Рабочие материалы
Разработка и реализация программы по преемственности начальной и основной школы В течение 2011-2012гг. Директор, представители рабочей группы Программа, рабочие материалы
Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание доступной среды В течение 2011-2013гг. Директорзам. директора по УВРзам. директора по АХР Оборудование кабинетов, помещений школы
Научно-методическое сопровождение 
Погружение в проблемное поле, принятие целей и задач реализации проекта по инклюзивному образованию Сентябрь-ноябрь 2011г. Директор, представители рабочей группы План работы
Проведение методического совета ОУ по обсуждению проекта «Обучение и социализация личности ребёнка с ОВЗ в инклюзивном пространстве ОУ» Октябрь 2011г. Зам. директора по УВРруководители МО План работы
Консультирование участников реализации проекта: учителей, классных руководителей, специалистов, родителей В течение 2011-2013гг. Директорзам. директора по УВР Групповые и индивидуальные консультации
Разработка форм проведения педагогического мониторинга с целью измерения особенностей развития ребенка и формирования индивидуального образовательного маршрута по следующим вопросам:·       образовательный стандарт;·       динамика развития учащихся;

·       социализация ребенка;

·       эффективность механизма взаимодействия участников инклюзивного пространства.

В течение 2012-2013гг. Директорзам. директора по УВРзам. директора по ВР

классные руководители

учителя-предметники

Рабочие материалы, издание методических рекомендаций
Подготовка и проведение промежуточного и по итогам года самоанализа участников проекта по инклюзивному образованию Декабрь 2011г., июнь 2012г., декабрь 2012г., июнь 2013г. Директорзам. директора по УВРзам. директора по ВР

классные руководители

учителя-предметники

Материалы мониторинга
Методический совет школы по теме «Анализ   реализации проекта по инклюзивному образованию» Январь 2011г., май 2012г., май 2013г. Зам. директора по УВРРуководители МО Материалы мониторинга, методические рекомендации
Планирование и организация научно-методического семинара по теме «Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образовательного пространства» Апрель 2012г. Директорзам. директора по УВРпсихолог

логопед

социальный педагог

зам. директора по ВР

Методические рекомендации
Психолого-педагогическое сопровождение 
Определение целей и задач психолого-педагогического сопровождения проекта Сентябрь
ноябрь 2011г.
Психолог Концепция, план работы психологической службы
Разработка и подготовка психолого-педагогического тестирования, программ работы с учащимися Сентябрь
2011г.-февраль 2012г.
Психолог Тесты, программы
Проведение диагностики для исследования и уточнения позиций для определения зоны психолого-педагогического наблюдения:·       диагностика социально-психологической адаптации учащихся;·       диагностика мотивационной сферы учащихся;

·       исследование состояния процессов общения, развития психологических взаимоотношений, эмоционально-волевой связи между детьми;

·       диагностика сформированности учебных навыков

В течение 2011-2013гг. Психолог Материалы анализа, рабочие материалы
Логопедическое обследование Сентябрь, декабрь, май 2011-2013гг. Логопед Диагностические заключения, речевые карты
Исследование социальной среды школьников и их семей В течение 2011-2013гг. Социальный педагог Анкеты и результаты анкетирования
Разработка и апробация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ Ноябрь 2011г.- июнь 2012г. Директорзам. директора по УВРлогопед

психолог

классные руководители

учителя-предметники

Решение психолого-медико- педагогической комиссии, индивидуальный образовательный маршрут
Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий В течение 2011-2013гг. ПсихологЛогопед Диагностика результативности
Организация и проведение психолого-педагогических тренингов для педагогов В течение 2011-2013гг. Психолог Тренинги
Организация работы классных руководителей, учителей-предметниковв рамках проекта 
Индивидуальное планирование работы классными руководителями, учителями, которые включены в проект по инклюзивному образованию Сентябрь –
октябрь
Директорзам. директора по УВРзам. директора по ВР

куратор начальной школы

классные руководители

учителя-предметники

Индивидуальные планы
Проведение диагностики микроклимата ОУ, уровня обученности. В течение 2011-2013гг. Директорзам. директора по УВРучителя-предметники

куратор начальной школе

Рабочие материалы
Адаптирование тематических блоков в программе инклюзивных классов В течение года Директорзам. директора по УВРучителя-предметники

куратор начальной школе

Материалы уроков
Совместное планирование и скоординированное проведение занятий по предметам В течение года Директорзам. директора по УВРучителя-предметники

куратор начальной школе

Рабочие материалы
Взаимопосещение и проведение открытых уроков, занятий учителями- предметниками В течение года Директорзам. директора по УВРУчителя-предметники

Куратор по начальной школе

Конспекты уроков
Организация и проведение внеклассных мероприятий по воспитанию толерантных отношений В течение года Директорзам. директора по УВРУчителя-предметники

Куратор по начальной школе Директор

Зам. директора по УВР

Учителя-предметники

Куратор по начальной школе

Рабочие материалы
Осуществление плана работы по преемственности начальной и основной школы В течение года ДиректорЗам. директора по УВРУчителя-предметники

Куратор по начальной школе

Рабочие материалы
Методический анализ результатов и хода осуществления проекта по инклюзивному образованию Апрель –
май 2012г., 2013г.
ДиректорЗам. директора по УВРЗам. директора по ВР

Учителя-предметники

Куратор по начальной школе

Самоанализ, анализреализации проекта

 

 Ожидаемые результаты

При условии успешной реализации данного проекта:

  • будет разработана модель инклюзивного образовательного пространства школы;
  • создана единая психологически комфортная образовательная среда для детей с разными стартовыми возможностями;
  • разработана система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве;
  • повысится профессиональный уровень и компетентность педагогов области инклюзивного образования;
  • повысится информационная компетентность родителей детей с ОВЗ;
  • разработана серия научно-практических семинаров по теме проекта.

 

Оценка результатов

Для оценки результативности проекта были разработаны объективно проверяемые показатели и источники проверки к каждому результату проектной деятельности (Приложение 1).

Дальнейшее развитие проекта

Все результаты, достигнутые в процессе реализации данного проекта, предполагается сохранить и обобщить с целью использования их в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В дальнейшем образовательное учреждение может стать ресурсным районным центром по проблемам инклюзивного образования.

 

Бюджет

В ходе реализации проекта были определены ресурсы и основные источники финансирования. Общая сметная стоимость проекта составляет 1068299 рублей. Смета расходов представлена в Приложении 2.

Сайт МБОУ города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 177»
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

Copyright © 2024. All Rights Reserved. Designed by Александр Томилов.


Информация о сайте