Отчёт за 2011/2012 учебный год по проекту
Аналитический отчёт МБОУ СОШ № 177 о ходе реализации проекта
«Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве
Новосибирской области» за 2011-2012 учебный год
В рамках регионального проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области» на базе МБОУ СОШ №177 разработан и реализуется проект «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном пространстве образовательного учреждения». Целью данного проекта является разработка модели инклюзивного образовательного пространства школы.
1.В образовательном учреждении общее количество детей с ОВЗ, охваченных проектом , 43 человека.
2.В ОУ работают специалисты (в штате): педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог.
3.В реализации проекта участвуют 30 педагогов.
4.Доля педагогов, повысивших квалификацию по вопросам инклюзивного образования детей с ОВЗ к общему количеству педагогов, работающих с детьми с ОВЗ – 98%:
- курсы по теме «Образование учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения федерального образовательного стандарта» при НИПКиПРО (директор ОУ, зам. директора по УВР, зам. директора по ВР, психолог, логопед, социальный педагог, 22 педагога ОУ – из них шесть учителей начальных классов, 16 учителей средней и старшей школы)
- курсы по теме «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном пространстве Новосибирской области» при ГБОУ НСО ОЦДК (заместитель директора по УВР, психолог, учитель иностранного языка)
- курсы по теме «Организационное и научно-методическое сопровождение инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» при НИПКиПРО (директор ОУ)
- курсы по теме «Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях» в Московском городском психолого-педагогическом университете (директор ОУ, заместитель директора по УВР, психолог, логопед, учитель начальных классов)<
- участие в работе Межрегиональной научно-практической конференции «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Новосибирской области: методология, практика, технология» (директор ОУ, психолог)
- участие в районном семинаре по теме «Формирование образовательного пространства для детей-инвалидов и детей с ОВЗ» на базе образовательного учреждения (директор ОУ, заместитель директора по УВР, психолог)
- участие в круглом столе по проблемам инклюзивного образования на базе МБОУ ДОДиВ «ГЦОиЗ «Магистр» (директор ОУ, заместитель директора по УВР)
- участие в работе городского научно-практического семинара по теме «Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы» (зам. директора по УВР)
- в рамках Всероссийской научно-практической конференции участие в работе секции по теме «Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе» в НИПКиПРО (психолог)
- участие в работе секции «Совершенствование подходов к речевому развитию детей и актуализация навыков коммуникации» в рамках Международной конференции «Инновационные технологии включения детей с синдромом Дауна в образовательную среду: опыт Росси и Великобритании» (учитель-логопед).
5.Обобщение и распространение опыта работы ОУ по работе с детьми с ОВЗ:
- лауреаты городского конкурса проектов «Модернизация образования как фактор инновационного развития города Новосибирска» в номинации «Инновации в содержании образования»
- участие в Международной ярмарке-выставке «УчСиб-2012»
- в рамках Всероссийской научно-практической конференции выступление по теме «Основные проблемы и перспективы реализации проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве ОУ» в рамках круглого стола по теме «Промежуточные итоги реализации регионального проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области: проблемы и перспективы развития» в НИПКиПРО (директор ОУ)
- публикация для ГБОУ НСО ОЦДК по теме «Реализация инклюзивного образования в МБОУ СОШ № 177» (психолог)
- выступление в МКОУ ДОВ «ГЦРО» по теме «Реализация проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве ОУ» (зам. директора по УВР)
- выступление на районном семинаре для руководителей ОУ Дзержинского района «Реализация региональных образовательных проектов в ОУ Дзержинского района: опыт, проблемы, перспективы» (директор)
- выступление на районном семинаре по теме «Формирование образовательного пространства для детей-инвалидов и детей с ОВЗ» (директор, зам. директора по УВР)
- педагогический совет по теме «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями в инклюзивном образовательном пространстве ОУ» (директор ОУ, зам. директора по УВР, психолог, логопед, учитель начальных классов).
6.Нормативно-правовое обеспечение реализации проекта на уровне образовательного учреждения:
- Положение о школьном ППк (протокол педагогического совета № 13 от 27.08.2010 года)
- Приказ о создании ППк ( приказ № 211 от 01.09.2011 года)
- План работы ППк (приказ № 220 от 01.09.2011 года)
- Новая редакция Устава ОУ с внесением изменений об обучении детей с ОВЗ (утверждён ГУО мэрии города Новосибирска приказ №24-од от 11.01.2012 года)
- Проект «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном пространстве образовательного учреждения» (протокол педагогического совета № 1 от 30.11.2011 года)
- План реализации проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном пространстве образовательного учреждения» (протокол педагогического совета № 1 от 30.11.2011 года)
- Положение об инклюзивном образовании (протокол педагогического совета № 1 от 30.11.2011 года)
- Форма индивидуального образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ (протокол педагогического совета № 1 от 30.11.2011 года)
- Договор между ОУ и законным представителем ребёнка
- ОУ является участником Государственной программы «Доступная среда». В рамках программы с января по июль 2012 года получено оборудование на общую сумму 1497450,00 рублей: специальная электроакустическая аппаратура для терапии заикания речевой реабилитации VERBOTON G 30L, приставка интерактивная MimioTeach, столы-стулья с опорой для сидения, сиденья для дома и класса; пандусы-платформы, складные.
8.Реализация проекта проходит в соответствии с утверждённым планом.
Из 43 детей, включённых в проект,
С полной инклюзией | С частичной инклюзией |
41 человек | 2 человека |
Обучаются по общеобразовательной программе | Обучаются по программе VII вида |
28 человек | 15 человек |
Обучаются в начальной школе | Обучаются в средней школе |
14 человек | 29 человек |
Занятия с психологом рекомендованы | Занятия с логопедом рекомендованы |
Для 8 человек | Для 12 человек |
9.Сильные стороны работы:
- доля педагогов, повысивших квалификацию по вопросам инклюзивного образования детей с ОВЗ к общему количеству педагогов, работающих с детьми с ОВЗ – 93,3%;
- активизирована деятельность психолого-педагогического консилиума школы;
- ОУ тесно сотрудничает ДОДиВ «ГЦОиЗ «Магистр», Областным центром диагностики и консультирования, НИПКиПРО;
- на базе ОУ проведены районные семинары и круглые столы по проблемам инклюзивного образования;
- педагоги и администрация ОУ принимали активное участие во Всероссийской и Межрегиональной конференциях по проблемам инклюзивного образования.
Слабые стороны работы:
- недостаточная материально-техническая база;
- недостаточность опыта работы педагогов по составлению индивидуального образовательного маршрута в части «требования, конкретные задачи для ребёнка с ОВЗ, критерии достижений, формы оценки индивидуального достижения»;
- не отработана система педагогического мониторинга по следующим вопросам: образовательный стандарт, динамика развития учащихся, социализация ребёнка, эффективность механизма взаимодействия участников инклюзивного образования.
Перспективы реализации проекта на уровне образовательного учреждения:
- разработать систему диагностических материалов для измерения образовательного стандарта;
- подготовить методическое и программное обеспечение учебно – воспитательного процесса в школе для реализации инклюзивного обучения.
Директор МБОУ СОШ № 177 И.М.Сысоева