Проект «Политехническая школа»
Модернизация структуры и содержания общего российского образования, развитие новых педагогических компетентностей предъявляют новые требования к современному образовательному процессу. Концепция модернизации Российского образования подводит школу к пониманию ответственности за целенаправленное управление процессом усвоения знаний и умений каждым учеником на базе изменения содержания школьного образования. В этих условиях для поддержания устойчивости развития школы как организационной структуры, которая, в конечном счете, отвечает за реализацию прав и интересов каждого ученика, возникает необходимость системных нововведений, позволяющих каждой школе реагировать на изменения внешней среды адекватным для данного времени и места способом.
Проект «Профессиональное самоопределение учащихся МБОУ СОШ № 177 в рамках модели «Политехническая школа» обеспечивает возможность ученику осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов образовательных учреждений общего и начального профессионального образования.
Преимущества организации профильного обучения перед традиционной системой обучения заключаются:
- в возможности реализация образовательных потребностей обучающихся, их семей, работодателей, учреждений профессионального образования в общеобразовательных учреждениях различных типов;
- в обеспечении преемственности и вариативности предъявления содержания образования с использованием ресурсов образовательных учреждений общего и профессионального образования;
- в обеспечении возможности реализации начальной профессиональной подготовки школьников по профессиям (специальностям), соответствующим направлениям трудовой деятельности согласно желанию учащихся и их родителей, с учетом потребностей регионального рынка труда;
- в развитии проектного мышления и проектной деятельности, в рамках исследовательской и производственной практики учащихся;
- в формировании зрелой мотивации обучения, включая навыки организации самообразования;
- в оказании помощи школьнику в выработке и развитии способов самореализации на основе гуманистических ценностей, в приобретении опыта использования средств развития своей индивидуальности в различных сферах трудовой и профессиональной деятельности.
На образовательную ситуацию в МБОУ СОШ № 177 большое влияние оказывает её месторасположение — окраина промышленного Дзержинского района. С этим связан социальный состав родителей, уровень их образования и социальных притязаний.
Количество многодетных семей – 34 (в них детей 142).
Количество малообеспеченных семей – 17 (в них детей 21).
Количество опекаемых детей – 11 человек.
Количество неполных семей – 201 (в них детей 204 человека).
Количество семей, находящихся в тяжёлой жизненной ситуации 38 (в них детей 56 человек).
Количество семей группы риска 5 (в них детей 15 человек). Из них семьи на учёте в ПДН 6 (в них детей 11 человек).
Количество детей на ВШУ 14 (из них на учёте в ПДН 8 человек).
В ОУ открыты классы коррекции VII вида. Несмотря на то, что обучение в данных классах проходит по единым программам, уровень подготовки детей этих классов значительно ниже, чем у учащихся классов нормы. В рамках политехнического образования учащиеся классов коррекции могут реализовать себя, выбрав престижную рабочую профессию, позволяющую рассчитывать на улучшение качества своей жизни в будущем, продолжить своё образование в средне-профессиональных и высших учреждениях.
Учитывая особенности социума нашей школы, понимая важность политехнического образования в деле воспитания и социализации личности учащихся, школа ставит перед собой социально-значимую задачу: развитие способностей учащихся быстро осваивать различные технологичные средства, адаптироваться к различным видам деятельности и проектировать своё личностное и профессиональное развитие в процессе построения индивидуальной траектории развития.
2.Паспорт проекта
Наименование проекта | «Профессиональное самоопределение учащихся МБОУ СОШ № 177 в рамках модели «Политехническая школа» |
Срок реализации | 2012-2013, 2013-2014, 2014-2015 учебные годы
|
Цель проекта | Создание информационно-образовательного пространства МБОУ СОШ № 177 в системе сетевого взаимодействия учреждений общего муниципального и начального профессионального образования как политехнической школы Новосибирской области – ресурсного центра профессиональной ориентации, социальной адаптации и подготовки школьников к трудовой деятельности в современных рыночных отношениях
|
Задачи проекта | · создать необходимые организационно
педагогические условия для организации сетевого взаимодействия учреждений общего и начального профессионального образования Дзержинского района г. Новосибирска по реализации технологической подготовки школьников на всех ступенях образования, включая пропедевтический этап обучения; · расширить возможности индивидуализации образования через создание системы условий, направленных на оказание помощи школьнику в выработке и развитии способов самоопределения, самообразования, самореализации, в приобретении опыта использования средств развития своей индивидуальности в различных сферах трудовой и профессиональной деятельности; через обеспечение вариативности форм получения образования учащимися, с учетом индивидуальной траектории обучения; · разработать показатели и критерии качества замера эффективности образовательной деятельности МБОУ СОШ № 177 в качестве политехнической школы Новосибирской области.
|
Исполнители | Педагогический коллектив школы, коллектив профессионального училища
|
Соисполнители | Учащиеся, родители учащихся
|
Ожидаемые конечные
результаты проекта |
образования учащимися, с учетом индивидуальной траектории обучения;
профильной и начальной профессиональной подготовки учащихся;
по реализации психолого-педагогической помощи в профессиональной ориентации школьников; · совершенствование форм социального партнерства.< |
Система контроля
исполнения проекта |
Контроль в рамках программы осуществляет администрация школы и методический совет. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методических объединений, педагогических советах, родительских собраниях.
|
3.Общие положения
Проект «Профессиональное самоопределение учащихся МБОУ СОШ № 177 в рамках модели «Политехническая школа» поможет определить пути выхода МБОУ СОШ № 177 на новый уровень качества образования, обеспечивающий, «подготовку разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию, совершенствованию».
Особо значимой при реализации проекта «Профессиональное самоопределение учащихся МБОУ СОШ № 177 в рамках модели «Политехническая школа» является возможность приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного их развития, формирования потребности и умения школьников включаться в социальные отношения трудового коллектива на основе собственного опыта. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса в технологической подготовке, при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей учащихся к труду.
4.Этапы и сроки реализации проекта
2012-2013 учебный год | Информационно-организационный этап
Цель: создание условий для реализации проекта «Профессиональное самоопределение учащихся МБОУ СОШ № 177 в рамках модели «Политехническая школа» 1.Создать и организовать деятельность рабочей группы. 2.Создать пакет нормативно-правовых документов, определяющих порядок функционирования МБОУ СОШ № 177 в качестве политехнической школы, информационно-методическое сопровождение, кадровое и материально-техническое обеспечение. 3.Разработать модель образовательной программы «МБОУ СОШ № 177 – политехническая школа» в системе сетевого взаимодействия образовательных учреждений общего и начального профессионального образования Дзержинского района г. Новосибирска. 4.Создать необходимые организационно-педагогические условия для организации сетевого взаимодействия учреждений общего и начального профессионального образования Дзержинского района г. Новосибирска по реализации технологической подготовки школьников на всех ступенях образования, включая пропедевтический этап обучения. 5.Ознакомить с порядком реализации проекта «Профессиональное самоопределение учащихся МБОУ СОШ № 177 в рамках модели «Политехническая школа» педагогический коллектив, учащихся и родительскую общественность МБОУ СОШ № 177.
|
2013-2014 учебный год | Организационно-практический этап
Цель: реализация проекта «Профессиональное самоопределение учащихся МБОУ СОШ № 177 в рамках модели «Политехническая школа» 1.Начать реализацию учебного плана в модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений общего и начального профессионального образования. 2.Организовать и провести на базе ОУ методические семинары по реализации проекта «Профессиональное самоопределение учащихся МБОУ СОШ № 177 в рамках модели «Политехническая школа» 3.Организовать посещение обучающих семинаров образовательных учреждений, имеющих опыт работы в модели сетевого взаимодействия. 4. Разработать показатели и критерии качества замера эффективности образовательной деятельности МБОУ СОШ № 177 в качестве политехнической школы.
|
2014-2015 учебный год | Итогово-аналитический этап
Цель: контроль и анализ хода реализации проекта, достигнутых результатов 1.Сравнительный анализ и обобщение результатов реализации проекта «Профессиональное самоопределение учащихся МБОУ СОШ № 177 в рамках модели «Политехническая школа» 2.Определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, пути их решения. 3.Разработка перспективного плана дальнейшей работы в реализации модели сетевого взаимодействия «Политехническая школа». 4.Обобщение опыта работы.
|
- Организационно-функциональная структура управления проектом
Внедрение в практику работы МБОУ СОШ № 177 деятельности по организации технологической подготовки школьников в модели сетевого взаимодействия учреждений общего и начального профессионального образования, в рамках реализации проекта «Профессиональное самоопределение учащихся МБОУ СОШ № 177 в рамках модели «Политехническая школа» предполагается осуществлять следующим образом:
1.МБОУ СОШ № 177 как ресурсный центр профессиональной ориентации и подготовки молодежи к трудовой деятельности выполняет следующие функции:
- координирует и осуществляет взаимодействие с субъектами образовательной сети;
- проводит информационно-разъяснительную работу среди учащихся, родителей;
- оказывает психолого-педагогическую помощь в профессиональной ориентации школьников;
- осуществляет предпрофильную подготовку, профильное обучение и начальное профессиональное обучение школьников в рамках модели сетевого взаимодействия учреждений общего и профессионального образования по технологическим профилям: информационно-технологическому.
2.Куратор проекта осуществляет взаимодействие субъектов учебно-познавательного процесса и образовательной сети.
3.Куратор проекта совместно с учителями–предметниками и мастерами производственного обучения обеспечивает наличие УМК по всем технологическим профилям на старшей ступени образования.
4.Куратор проекта совместно с воспитателями учреждений дополнительного образования, учителями–предметниками и сотрудниками Новосибирского областного центра профессиональной ориентации молодёжи и психологической поддержки населения координирует профориентационную работу на всех ступенях образования в системе сетевого взаимодействия учреждений общего и начального профессионального образования.
5.Заместитель директора по УВР предоставляет директору МБОУ СОШ № 177 списки групп учащихся с учетом сетевой организации профильного обучения.
6.Заместитель директора по УВР составляет учебное расписание, согласовав его с учителями-предметниками и мастерами производственного обучения с субъектами образовательной сети.
6.Ресурсное обеспечение проекта
1.Нормативно-правовые ресурсы:
- пакет документов, регламентирующий образовательный, воспитательный процесс, внеурочную деятельность.
2.Материально-технические ресурсы:
- в МБОУ СОШ № 177 – компьютерный класс, локальная сеть, интерактивное оборудование;
- в ПУ № 1 – единая локальная сеть, современное оборудование, техника.
3.Кадровые ресурсы:
- привлечение преподавателей ПУ № 1;
- повышение компетентности педагогов МБОУ СОШ № 177 в области политехнического образования и воспитания.
4.Информационные ресурсы:
- сеть Интернет;
- сайт ОУ и ПУ № 1;
- библиотечный фонд МБОУ СОШ № 177 и ПУ№ 1.
5.Мотивационные ресурсы:
- системы стимулирования инновационной деятельности педагогов;
- удовлетворение потребности обучающихся в познании.
7.Предполагаемые результаты
1.Обеспечение вариативности форм получения образования учащимися, с учетом индивидуальной траектории обучения.
2.Повышение качества предпрофильной, профильной и начальной профессиональной подготовки учащихся.
3.Совершенствование работы МБОУ СОШ № 177 по реализации психолого-педагогической помощи в профессиональной ориентации школьников.
4.Совершенствование форм социального партнерства.
8.Критерии оценки
1.Зрелая профессиональная ориентация и мотивация, с устойчивой структурой и
доминированием отдельных профессионально-ориентированных мотивов у школьников.
2.Процентный показатель поступления выпускников МБОУ СОШ № 177 в учебные
заведения среднего и высшего профессионального образования с учетом профильной и начальной профессиональной подготовки.
3.Изменение отношения и рост интереса родителей к начальной профессиональной подготовке.
4.Развитие технического творчества школьников, повышение мотивации школьников к реализации проектной деятельности.
9.Содержание проекта
Политехническое обучение и воспитание направлено на обеспечение пошагового получения знаний о профессиях на всех ступенях общего образования с учётом преемственности возрастных и психологических особенностей личности школьника.
На ступени 1-4 классов, 5-9 классов происходит знакомство с различными профессиями через внеурочную деятельность.
На этапе выбора профессии в основной школе базовыми составляющими процесса профессионального самоопределения являются компоненты профессиональной ориентации, которые составляют основу регионального модуля «Профессиональное самоопределение». Согласно региональному базисному плану данный модуль изучается в рамках учебных предметов: в 8 классе — «Основы выбора профессии», в 9 классе — «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда НСО». На данном этапе обучения представлена панорама социально-экономического и технологического развития, профессиональная деятельность и личность на рынке труда Сибирского региона и НСО, возможности и ограничения человека при выборе профессии.
Модель организации предпрофильной подготовки в VIII классах выглядит следующим образом:
- «Основы выбора профессии» по 1 часу в неделю;
- «Технология» по 1 часу в неделю за счет часов компонента образовательного учреждения;
- информационная работа, профконсультирование, профориентационная работа — это знакомство с программой колледжей и училищ через экскурсии.
Часы учебного предмета«Технология» в 8 классах переданы в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки учащихся.
Модель предпрофильной подготовки в IX классах включает в себя
- курс «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда НСО» по 1 часу в неделю;
- спецкурс «Информационные технологии» по 1 часу в неделю за счет часов компонента образовательного учреждения;
- на элективные курсы в 9-х классах отведено 2 часа;
- профконсультирование и профориентационная работа.
На старшей ступени общего образования происходит осмысление школьниками содержанияпанорамы социально-экономического и технологического развития, профессиональной деятельности на рынке труда Сибирского региона и НСО на технологическом и проектном уровне. Технология профессиональной карьеры, эффективное поведение на рынке труда становятся объектом освоения теоретических знаний. Приобретение умений в процессе осуществления проектной деятельности, постижение закономерностей технологической культуры, в частности деловых межличностных отношений, способствуют выработке частичной социально-трудовой адаптации.
Модель профильной подготовки в 10-11 классах предполагает реализацию учебного курса «Технология профессиональной карьеры, эффективное поведение на рынке труда» по 1 часу в неделю на базе МБОУ СОШ № 177. На старшей ступени общего образования профильная подготовка носит практико-ориентированный характер, дифференцированный подход и прикладную направленность обучения через взаимодействие с ПУ № 1.
Ступень начального среднего общего образования- 1-4 классы |
10. Модель реализации проекта
Первоначальное знакомство с различными профессиями
через внеурочную деятельность Формы работы: тематические классные часы, экскурсии
|
Ступень основного среднего общего образования |
Учебная деятельность
1. Курс «Моё профессиональное самоопределение и потребности рынка труда НСО» 1 час в неделю 2.Информацион-ные технологии 1 час в неделю 2.Предпрофильная подготовка на базе ПУ № 1 3 часа в неделю
|
9 классы |
8 классы |
5-7 классы |
Расширенное представление о мире профессий через внеурочную деятельность
Формы работы: классные часы, встречи с интересными людьми, экскурсии
|
Учебная деятельность
1.Курс «Основы выбора профессии» 1 час в неделю. 2.Технология – 1 час в неделю |
Расширенное представление о мире профессий через внеурочную деятельность
Формы работы: классные часы, встречи с интересными людьми, экскурсии
|
Расширенное представление о мире профессий через внеурочную деятельность
Формы работы: классные часы, встречи с интересными людьми, экскурсии
|
Ступень среднего (полного) общего образования – 10-11 классы |
Расширенное представление о мире профессий через внеурочную деятельность
Формы работы: классные часы, встречи с интересными людьми, экскурсии, интеллектуальные игры, викторины, фестивали, ярмарки профессий
|
Учебная деятельность
Профильное обучение Формы работы: курс «Технология карьеры. Эффективное поведение на рынке труда», элективные курсы, производственные занятия на базе ПУ № 1
|
- План основных мероприятий по реализации
информационно-организационного этапа
2012-2013 учебный год
№п/п | Мероприятие | Ответственные | Сроки | Ожидаемый результат |
1. | Изучение нормативных документов, регламентирующих реализацию проекта «Профессиональное самоопределение учащихся МБОУ СОШ № 177 в рамках модели «Политехническая школа» | Гаврикова Н.В.
Синельникова Т.А., рабочая группа |
Март — май | Банк нормативных документов, регламентирующих
реализацию проекта |
2. | Разработка положения о рабочей группе по реализации проекта «Профессиональное самоопределение учащихся МБОУ СОШ № 177 в рамках модели «Политехническая школа» в МБОУСОШ № 177
утверждение его на педагогическом совете |
Гаврикова Н.В. | Март | Согласованная и продуктивная работа рабочей группы |
3. | Размещение на школьном сайте информации по реализации проекта «Профессиональное самоопределение учащихся МБОУ СОШ № 177 в рамках модели «Политехническая школа» | Сестерова Т.Ю. | Март | Информацию о введении разместить на сайте школы в свободном доступе |
4. | Разработка Положения «Профессиональное самоопределение учащихся МБОУ СОШ № 177 в рамках модели «Политехническая школа» | Синельникова Т.А., рабочая группа | Апрель- май | Создание нормативной базы |
5. | Участие в работе проблемных семинаров, круглых столов, конференций, изучение опыта организации сетевого взаимодействия
|
Синельникова Т.А., рабочая группа, администрация | По графику | Повышение уровня преподавания, изучение проблем, перспектив |
6. | Составление плана работы по реализации проекта на 2013-2014 учебный год | Синельникова Т.А., рабочая группа | Май | Банк нормативных документов, регламентирующих
реализацию проекта |
7. | Определение варианта сетевого взаимодействия ОУ в рамках проекта | Администрация ОУ | Май | Вариант сетевого взаимодействия |
8. | Анализ кадрового потенциала ОУ, учебно-методических и материально-технических ресурсов для организации политехнической подготовки | Администрация ОУ | Апрель-май | Выявленные ресурсы для организации политехнической подготовки |
9. | Проведение информационно-обучающей работы с участниками проекта (учителя, классные руководите, психологи), обеспечение их необходимыми информационными материалами
|
Синельникова Т.А., рабочая группа | Апрель-май | Наличие у каждого субъекта проекта учебно-методических материалов необходимых для выполнения поставленных задач |
10. | Подбор психодиагностического инструментария и разработка методических рекомендаций по психолого-педагогической диагностике профессиональных интересов, склонностей, способностей учащихся
8-11 классов для составления Карты интересов
|
Психолог ОУ Веселова Е.И. | Май | Комплекс диагностических процедур |
11. | Определение стратегии и форм организации работы с учащимися и их родителями | Синельникова Т.А., рабочая группа | Апрель-май | Рекомендации по проведению информационной работы с учащимися и их родителями |
12. | Информационная работа
с будущими 9,10- классниками и их родителями с целью знакомства с задачами, условиями проекта |
Синельникова Т.А., рабочая группа | Апрель-май | Информированность учащихся и их родителей |
13. | Семинар для участников проекта «Профессиональное самоопределение учащихся МБОУ СОШ № 177 в рамках модели «Политехническая школа» на базе ПУ № 1 | Администрация ОУ | Май | Обеспечение участников эксперимента теоретическими представлениями о психологических закономерностях и проблемах, связанных с внедрением политехнического обучения. Рефлексивное отношение к реализации проекта |
14. | Проведение общешкольного родительского собрания для 8, 9 классов «Реализация проекта «Профессиональное самоопределение учащихся МБОУ СОШ № 177 в рамках модели «Политехническая школа» | Администрация ОУ | Май | Информированность родителей об инновационной деятельности ОУ |
15. | Комплектование (подгруппы)10 класса с учётом специализации в рамках проекта «Профессиональное самоопределение учащихся МБОУ СОШ № 177 в рамках модели «Политехническая школа» | Администрация ОУ | Июнь | Комплектование подгруппы профильного политехнического образования |
План основных мероприятий по реализации
организационно-практического этапа
2013-2014 учебный год
№п/п | Мероприятие | Ответственные | Сроки | Ожидаемый результат | |
1. | Договор о совместной деятельности по организации и обеспечению образовательного процесса с ПУ № 1 | Администрация ОУ | Август | Договор о совместной деятельности по организации и обеспечению образовательного процесса | |
2. | Разработка учебных рабочих программ, элективных курсов,
производственных занятий |
Учителя-предметники | Июнь-август | Создание рабочих программ | |
3. | Проведение педагогического совета «Стратегия и формы организации проекта «Профессиональное самоопределение учащихся МБОУ СОШ № 177 в рамках модели «Политехническая школа» | Администрация ОУ | Август | Утверждение УП на 2013-2014 учебный год, рабочих программ учебных предметов ОВП, «Моё профессиональное самоопределение», «Технология профессиональной карьеры и потребности рынка труда НСО», элективных курсов и производственных занятий | |
4. | Формирование учебных групп на элективные курсы, производственные занятия | Синельникова Т.А. | Август | Списки групп | |
5. | Разработка системы контроля посещаемости занятий по политехнической подготовке и образцы отчётной документации | Синельникова Т.А., рабочая группа | Август | Наличие нормативных документов | |
6. | Комплексная диагностика познавательной и личностной сферы профессиональных интересов уч-ся 8, 9,10-х классов. | Психолог ОУ Веселова Е.И. | В течение года по рафику | Наличие персональных Карт интересов учащихся рекомендаций для профильной ориентации: базы данных | |
7. | Разработка программы мониторинга хода реализации проекта | Синельникова Т.А., рабочая группа | Сентябрь | Программа мониторинга | |
8. | Участие в работе проблемных семинаров, круглых столов, конференций, изучение опыта организации сетевого взаимодействия | Синельникова Т.А., рабочая группа, администрация | По графику | Повышение уровня преподавания, изучение проблем, перспектив | |
9. | Проведение мониторинговых исследований и анализ результатов мониторинга реализации политехнической подготовки | Синельникова Т.А., рабочая группа | Декабрь | Промежуточные результаты хода реализации проекта | |
10. | Проведение педагогического совета «Эффективность работы по реализации проекта «Профессиональное самоопределение учащихся МБОУ СОШ № 177 в рамках модели «Политехническая школа». Промежуточные результаты» | Администрация ОУ | Январь | Выявленные недостатки. Предложения по корректировке хода реализации проекта | |
11. | Проведение общешкольного родительского собрания для 9, 10 классов «Профессиональное самоопределение учащихся МБОУ СОШ № 177 в рамках модели «Политехническая школа». Промежуточные результаты» | Администрация ОУ | Апрель | Осведомлённость родителей о ходе реализации проекта | |
12. | Проведение мониторинговых исследований и анализ результатов мониторинга реализации политехнической подготовки | Синельникова Т.А., рабочая группа | Апрель-май | Результаты хода реализации проекта в 2013-2014 учебном году | |
13. | Совещание рабочей группы «Анализ работы по политехническому образованию за 2013-2014 учебный год. Планирование работы на 2014-2015 учебный год» | Синельникова Т.А., рабочая группа, администрация | Май | Итоги работы по реализации проекта | |
План основных мероприятий по реализации итогово-аналитического этапа
2014-2015 учебный год
№п/п | Мероприятие | Ответственные | Сроки | Ожидаемый результат |
1. | Проведение педагогического совета «Обобщение результатов реализации проекта «Профессиональное самоопределение учащихся МБОУ СОШ № 177 в рамках модели «Политехническая школа» | Синельникова Т.А. | Август | Определение сильных сторон проекта, проблем, возникших в ходе реализации проекта, пути их решения |
2. | Разработка перспективного плана дальнейшей работы в реализации модели сетевого взаимодействия «Профессиональное самоопределение учащихся МБОУ СОШ № 177 в рамках модели «Политехническая школа» | Синельникова Т.А., рабочая группа | Сентябрь | План дальней реализации проекта |
3. | Обобщение опыта работы | Синельникова Т.А., рабочая группа | В течение года | Проведение обучающих семинаров, круглых столов, публикации в СМИ |